- Как проверить реле-регулятор генератора своими руками за 10 минут
- Типы реле-регуляторов напряжения генератора
- Признаки неисправности регулятора напряжения
- Причины отказа реле-регулятора
- Как проверить реле-регулятор генератора на автомобиле
- Как проверить реле на работоспособность без тестера
- Проверка регулятора напряжения генератора мультиметром без монтажа
- Как проверить регулятор совмещенного типа
- Проверка регулятора напряжения генератора ВАЗ 2107
- Как проверить шоколадку на генераторе КАМАЗ
- Как проверить интегралку на генераторе
- Как проверить отдельный регулятор напряжения на генераторе
- Проверка реле-регулятора напряжения генератора типа 591 3702 01
- Как проверить трехуровневый реле-регулятор напряжения
- Проверка генератора
- Рекомендации по увеличению срока службы регулятора
- Ремонт или замена регулятора напряжения – что выбрать
- Замена реле-регулятора генератора
- Ремонт регулятора напряжения
Как проверить реле-регулятор генератора своими руками за 10 минут
Ремонт.
Наличие в автомобиле различных электронных помощников означает, что водитель может не беспокоиться о регулировке многих систем и механизмов. Если бы не были разработаны и внедрены в электронику автомобиля автоматические устройства для выполнения этой функции, то некоторые процессы без партнеров вообще невозможно было бы контролировать. Например, при отсутствии реле напряжения, реле напряжения генератора работает стабильно и может отбирать энергию от генератора для зарядки аккумулятора.
Типы реле-регуляторов напряжения генератора
Понимание того, какое реле напряжения может быть установлено на генераторе автомобиля, позволит правильно провести диагностику и ремонт. В современных автомобилях могут использоваться следующие типы
- Комбинированный.
- Отдельно.
Комбинированные элементы — это устройства, встроенные непосредственно в щеточный узел в корпусе генератора. Отдельные элементы могут быть установлены в любом месте моторного отсека и кузова автомобиля. Релейные регуляторы этой конструкции подключаются к генератору и аккумулятору с помощью проводов.
Индивидуальные реле-регуляторы в современных автомобилях на практике не используются. Это связано с тем, что комбинированный продукт не требует выделения отдельного места и подключения дополнительных проводников. Кроме того, в некоторых случаях такие компоненты часто комбинируются с щеточными узлами, что может оптимизировать работу устройства.
Признаки неисправности регулятора напряжения
Характерным симптомом неисправности реле регулировки напряжения является частая разрядка аккумулятора. Это объясняется тем, что накопитель энергии не получает необходимой подзарядки от генератора во время работы двигателя. Даже если батарея разряжена не полностью, можно заподозрить неисправность реле-регулятора. Например, такие диагностические признаки, как тусклый свет фар в ночное время или недостаточный тон сигнала, могут указывать на неисправность данного устройства.
Реле-регулятор может не подавать напряжение на клеммы аккумулятора или не отключиться вовремя. Такая неисправность может привести к перезаряду батареи, перегреву внутренних пластин батареи и закипанию электролита.
Признаками неисправности реле-регулятора также могут быть
- Индикатор батареи на приборной панели горит постоянно.
- Стартер не обладает достаточной мощностью для легкого запуска двигателя.
- Снижение мощности двигателя (что может быть особенно заметно на высоких скоростях).
Исправность реле-регулятора следует проверить даже при наличии одного из признаков неисправности.
Причины отказа реле-регулятора
Понимание основных симптомов неисправности реле-регулятора и причин отказа в этой области облегчит «диагностику» шоколадки в генераторе. Можно даже выполнить дополнительные диагностические операции.
Наиболее вероятными причинами неисправности реле-регулятора являются
- Короткое замыкание в проводке или обмотке генератора.
- Неисправный диодный мост в генераторе.
- Плохое подключение батареи (обратная полярность).
- Механические повреждения.
Выходы релейного регулятора могут быть мокрыми. Как правило, устройство имеет водонепроницаемый корпус, а внутренняя часть элемента может быть заполнена специальной смолой, но если защита повреждена, электронные компоненты регулятора могут выйти из строя из-за попадания влаги. Нагрузка на устройство может увеличиться, что может произойти, если вода попадет в обмотки генератора во время мойки автомобиля или при движении автомобиля во время сильного дождя.
Как проверить реле-регулятор генератора на автомобиле
Интегральную цепь генератора можно проверить, не снимая устройство с автомобиля. Диагностические процедуры могут проводиться как с помощью специальных инструментов, так и простыми методами, требующими использования только простых инструментов и приборов.
Как проверить реле на работоспособность без тестера
Диагностика релейных регуляторов с использованием измерительного оборудования и дополнительных приборов может быть довольно дорогостоящей, если необходимые приборы отсутствуют. Стоимость нового реле-регулятора относительно невелика. Кроме того, для замены элемента требуется минимальное количество времени. Чтобы убедиться, что неисправность электрической системы автомобиля вызвана этим устройством, достаточно иметь четко работающую деталь при наличии простой диагностической операции.
Для этого нет необходимости использовать новое реле-регулятор. Простая предварительная проверка предыдущих запасных частей позволяет точно установить причины нештатной работы электрической системы автомобиля без использования дополнительного оборудования в любое время.
Проверка регулятора напряжения генератора мультиметром без монтажа
Даже недорогой мультиметр или коммутационный тестер можно успешно использовать для диагностики реле-регулятора генератора непосредственно в автомобиле. Для проверки устройства без его демонтажа можно использовать следующую последовательность действий
- Установите мультиметр или тестер в режим измерения постоянного тока.
- Запустите двигатель автомобиля.
- Измерьте напряжение на клеммах аккумулятора при частоте вращения двигателя менее 1 500 об/мин (если компонент исправен, напряжение будет в диапазоне 13,2-14,0 вольт).
- Увеличьте частоту вращения коленчатого вала до 2500 об/мин. Измерьте напряжение на клемме аккумулятора (при использовании нормально работающего реле-регулятора прибор покажет 14,8 вольт (допускается погрешность в 0,2 вольта)).
- Увеличьте обороты двигателя до 3500 об/мин и снова измерьте напряжение (не превышайте значение 14,8 вольт при использовании хорошего регулятора).
Если в результате измерения все показатели напряжения не показывают значительных отклонений, то реле-регулятор находится в хорошем состоянии. В противном случае необходимо приобрести и установить новые компоненты.
Как проверить регулятор совмещенного типа
Работу реле-регулятора можно установить с помощью простой схемы проверки, состоящей из следующих деталей
- Источник постоянного тока 10 В (необходимо использовать устройство с возможностью регулировки величины напряжения).
- Лампа накаливания 12 В (необходимо использовать маломощный источник света мощностью 3-4 Вт).
- Провод с креплениями типа «крокодил».
Проверка реле-регулятора выполняется следующим образом
- Соблюдайте полярность и подключите источник питания к регулятору.
- Соедините провод от лампочки через «крокодил» с графитовой кистью.
- Чтобы установить напряжение электроприбора равным 12,7 В, лампочка должна перегореть.
- Чтобы увеличить напряжение до 14,5 В, свет должен погаснуть.
Если осветительный элемент не выключается, когда напряжение достигает 14,5 В, это означает неисправность в регуляторе. В некоторых моделях автомобилей автоматическое устройство запрограммировано на отключение при достижении напряжения 14,0 вольт. Эта функция устройства является нормальной.
Если лампочка не загорается при данном уровне напряжения или электрический прибор выключается, не успев выдать напряжение 14,0 В, необходимо также заменить реле-регулятор.
Если нет источника питания в виде регулируемого блока питания, трансформатор можно увеличить с помощью батареи и регулировки.
Проверка регулятора напряжения генератора ВАЗ 2107
Проверка регулятора напряжения генератора ВАЗ 2107 может быть проведена по приведенной выше схеме. Принцип устранения тока при достижении определенного уровня напряжения также остается неизменным. Единственное отличие заключается в особенности подключения зарядного реле к источнику тока и контрольной лампе. В зависимости от года выпуска автомобиля могут быть установлены различные типы устройств: реле старого образца устанавливались в автомобили до 1996 года. Такие устройства также диагностируются путем подключения рабочего напряжения к основным клеммам, а контрольной лампы — к щеткам. В более новых автомобилях используются интегральные продукты (шоколад). Такие устройства подключаются аналогичным образом. Контакт, идущий к щетке генератора, должен быть подключен к лампочке, другая пара должна быть у источника тока.
Как проверить шоколадку на генераторе КАМАЗ
Принцип работы реле-регулятора в автомобиле Камаз такой же, как и в других автомобилях. Если определенное значение напряжения превышает норму, регулирующее устройство отключает подачу питания на электрические клеммы. Компоненты могут быть проверены с помощью источников переменного напряжения и контрольных ламп. Проверка прибора характеризуется использованием источников тока с регулируемым напряжением 20-30 вольт каждый. Светильник должен быть соответствующего типа (24 В). Не рекомендуется использовать мощные осветительные элементы. Для использования достаточно ламп накаливания, установленных на вращающихся сигналах.
Задача проверки «шоколадки» генератора Камаза решается следующим образом
- Снимите встроенный регулятор напряжения с генератора.
- Найдите два контакта изделия, подключенного к щетке, и присоедините к ним лампочку (полярность не важна, также рекомендуется использовать провод с «крокодилом»).
- Отрицательный» источник питания подключается к «массе» шоколада.
- Положительный заряд источника питания подключается ко второму выходу регулятора.
Принцип проверки аналогичен работе с 12-вольтовыми устройствами. При достижении определенного уровня напряжения (примерно 27 вольт) должен возникнуть зарядный ток. Если этого не происходит, устройство необходимо заменить. Если контрольная лампочка не загорается, шоколад следует выбросить.
При проведении диагностики с использованием лампы накаливания необходимо убедиться, что источник электроэнергии связан с исправностью. В противном случае проверка реле-регулятора автомобиля Камаз приведет к неправильным результатам.
Как проверить интегралку на генераторе
Для проверки интеграции автомобильного генератора можно использовать аккумулятор и регулируемый трансформатор напряжения. Вам также необходимо подготовить мультиметр и лампу накаливания от сигнала оборотов. Схема подключения интегратора генератора выглядит следующим образом
- Трансформатор регулируемого напряжения подключен к аккумулятору.
- Интеграл подключен к трансформатору.
- Провода от лампочек прикрепляются к выводу интеграции.
- Для контроля напряжения к цепи между регулируемым трансформатором и интегралом подключается мультиметр, который должен быть переключен в режим измерения постоянного напряжения.
Проверка реле интеграции генератора выполняется по следующему алгоритму
- Повышая напряжение с помощью регулируемого трансформатора, можно регулировать уровень напряжения, при котором лампочка выключается.
- После отключения напряжения также устанавливается момент, в который темп напряжения снижается и включаются элементы освещения.
Если лампочка не выключается, необходимо заменить интегратор. В ситуациях, когда рабочие лампы вообще не горят, регулятор также подлежит замене.
При проведении таких проверок должна быть обеспечена надежность контакта интеграции с подключенными проводниками. Если контактные элементы загрязнены, их следует очистить деревянными или пластиковыми обрезками, а для использования высококачественных контактов следует применять соединительные элементы типа «крокодил».
Как проверить отдельный регулятор напряжения на генераторе
Помимо генератора, на старые модели автомобилей можно установить регулятор напряжения. Проверку следует проводить при первых подозрениях на наличие нестандартной работы данного элемента, так как неисправность таких компонентов также может привести к переделке батарей или их отсутствию.
Проверка реле-регулятора напряжения генератора типа 591 3702 01
Принцип проверки типа 591 3702 01 идентичен другим устройствам этого типа. Также необходимо подключить изделие к источнику постоянного тока, изменить значение выходного напряжения источника питания и установить момент выключения контрольной лампы.
Особенностью конструкции типа 591 3702 01 является наличие выпускной секции с контактами, обозначенными ’67’ и ’15’. Поскольку «67» является «минусом» системы, необходимо подключить соответствующий провод от источника питания. Он постоянно подключен к лампе накаливания. Также необходимо подключить положительный проводник, так как отрицательный контакт должен быть подключен к «массе» регулятора (металлическое крепление) контакт «15», который является положительным контактом устройства.
Проверка прибора осуществляется по стандартной схеме. Первоначально подается рабочее напряжение, при котором свет должен светить. При превышении максимального напряжения (14,5 В) ток в цепи отключается.
Точнее, реле-регулятор типа 591 3702 01 можно проверить на специальном диагностическом стенде. Такие установки включают генератор, аккумулятор и вольтметр. Регулятор подключается к стенду так же, как он установлен на автомобиле. После регулировки вращения генератора и запуска стенда достигается напряжение выше порога отключения (14,5 В). Отключение устройства регистрируется вольтметром.
Если реле-регулятор не отключает подачу напряжения при достижении критического уровня или если ток отсутствует сразу после запуска генератора, необходимо заменить тип 591 3702 01.
Как проверить трехуровневый реле-регулятор напряжения
Вместо стандартных реле-регуляторов в автомобиле могут быть установлены трехуровневые реле. Такие устройства более совершенны и надежны; отличие трехуровневого реле от «шоколадки» заключается в возможности дополнительной установки напряжения отсечки со встроенным регулятором.
Если к реле подключены регулируемые источники тока и контрольные лампы, реле на уровне TRI проверяется по стандартным схемам. При реализации чека необходимо учитывать только ранее указанные пределы напряжения отключения. Это означает, что если момент отключения установлен при 14,7 В с помощью ручной настройки, то при таком напряжении потеря тока становится стандартной.
Проверка генератора
Если заряд батареи может быть вызван неисправностью реле-регулятора, то при ослаблении батареи компонент будет полностью исправен. Различные неисправности в генераторе могут вызвать постоянную или временную нехватку тока для полного восстановления батареи. Если автомобиль оснащен отдельным реле-регулятором, этот компонент можно легко исключить из электрической цепи, тем самым подтвердив, что генератор исправен. Диагностические операции выполняются на двигателе следующим образом
- Отсоединение проводов от реле-регулятора (контакты 15 и 67).
- Вместо реле-регулятора к цепи необходимо подключить лампу накаливания на 12 В
- Отсоедините положительный провод от аккумулятора при работающем двигателе.
Отключение положительной клеммы позволит генератору автомобиля работать, если двигатель продолжает функционировать. В противном случае необходимо проверить этот компонент и все дополнительные элементы, связанные с передачей электрической энергии.
Рекомендации по увеличению срока службы регулятора
Если неисправность реле-регулятора не обнаружена вовремя, может потребоваться замена батареи. Постоянное кипение или полное сливание электролита может крайне негативно сказаться на работоспособности батареи. Для минимизации негативных последствий таких ситуаций требуется надлежащий уход за элементами электрической системы автомобиля, чтобы предотвратить выход из строя регулятора. Наиболее эффективными профилактическими мерами, направленными на поддержание этой части системы в рабочем состоянии, являются
- Регулярная очистка генератора. Поскольку наличие внутренних коротких замыканий в обмотках статора и ротора может быть основной причиной выхода регулятора из строя, регулярное обслуживание этой детали значительно продлит срок службы устройств, установленных отдельно в «шоколадном» или моторном отсеке.
- Регулярная и внеплановая подтяжка ремня генератора. При малейшем подозрении на ослабление этого элемента следует немедленно провести регулировочные работы, так как даже малейшее проскальзывание ремня может значительно снизить производительность генератора.
- Очистите провода тележки от окисления. Качественная подача тока от генератора к потребителю помогает избежать скачков напряжения и выхода из строя многих устройств, включая релейные регуляторы.
Регулярный контроль напряжения на клеммах аккумулятора в различных режимах работы двигателя помогает своевременно определить неисправность реле регулятора. Обнаружение неисправностей на ранних стадиях помогает избежать серьезных последствий.
Ремонт или замена регулятора напряжения – что выбрать
Когда различные компоненты выходят из строя, водителям часто приходится принимать сложные решения самостоятельно. Это ремонт компонента и установка нового. При использовании реле регулятора автомобиля эта дилемма возникает только в том случае, если автомобилю несколько десятилетий. Купить новые запчасти для редких моделей автомобилей практически невозможно, а разобранные детали могут быть сомнительного качества. Если для регулировки уровня заряда батареи используется встроенное устройство (шоколад), устройство ремонту не подлежит. Детали, установленные на реле-регуляторе этого типа, можно восстановить, но эта задача требует определенного уровня знаний и навыков и может быть достаточно затратной по времени.
Замена реле-регулятора генератора
Если реле-регулятор больше не может использоваться по своему первоначальному назначению, необходимо установить новые компоненты. Комбинированные элементы изменяются в следующем порядке
- Отсоедините отрицательную клемму аккумулятора.
- Снимите крепежный элемент.
- Снимите крышку щеточного узла.
- Отключите диодный мост.
- Ослабьте гайку на контактной группе.
- Ослабьте резьбовой элемент, удерживающий регулятор.
- Удалите деталь.
Установка нового регулятора производится в порядке, обратном снятию. При выполнении этой операции контакты элементов должны быть правильно соединены.
В зависимости от модели генератора процесс замены реле-регулятора может несколько отличаться. Главное — провести демонтаж, по возможности не повредив другие элементы генераторной установки.
Гораздо проще заменить другой элемент. Для этого достаточно отсоединить от устройства два основных контакта, снять изделие с кузова и установить на его место новый компонент. Далее правильно соединяются ранее демонтированные провода и проверяется работа устройства. Для этого запустите двигатель и измерьте напряжение на клеммах аккумулятора при различных значениях скорости.
Ремонт регулятора напряжения
Старые модели отдельно установленных реле-регуляторов можно разобрать и попытаться отремонтировать. При малейшей перспективе такого занятия следует немедленно обратить внимание, но использование мультиметра для прозвонки внутренних элементов и поиска сгоревших деталей может полностью восстановить работоспособность регулятора.
Поскольку ремонт реле регулятора может занять много времени, гораздо проще и правильнее купить новое или снять устройство с другого автомобиля, где эта деталь заведомо исправна.
Чтобы проверить наличие реле-регулятора автомобиля, достаточно провести простую диагностику с помощью мультиметра или контрольной лампы. Если тестовое устройство не подает признаков жизни, достаточно заменить компонент, чтобы восстановить работоспособность электросистемы. В то время как ремонт «шоколада» или «таблеток» практически невозможен, другие типы регуляторов также могут быть восстановлены с большим трудом. Поэтому, если аккумулятор не имеет заряда или в нем слишком высокое напряжение, следует приобрести новое изделие в специальном магазине.